Анализ юзабилити

Популярный в последнее время термин «юзабилити» означает удобство использования компьютерных интерфейсов или других интерфейсных устройств. Продукты с высокой степенью юзабилити имеют больше шансов стать востребоваными пользователями, а для деловых сайтов (сферы электронной коммерции) от юзабилити напрямую зависит успех или неудача проекта.

Это связано с тем, что в Интернете посетитель, как правило, не имеет стимула разбираться с интерфейсом вашего сайта и преодолевать возникающие сложности — ему гораздо проще затратить пару секунд и перейти на другой сайт. Кроме того, очевидно, что то, что посетитель не сможет найти на вашем сайте, он не сможет и купить. Причём это касается не только интернет-магазинов, но и любых деловых сайтов, заинтересованных в том, чтобы потенциальный клиент смог найти нужную ему информацию о компании, товарах или услугах. Если на ваш сайт заходят посетители, но затем они уходят, не став клиентами вашей фирмы — вполне вероятно, что одна из проблем именно в низком уровне юзабилити.

Эффект от юзабилити

В настоящее время считается, что расходы на исследование и совершенствование юзабилити должны составлять около 10% от общего бюджета проекта в сфере информационных технологий (ИТ). При этом в среднем основные бизнес-показатели продукта улучшаются на 83% (в 2003 г. среднее улучшение составляло 135%) [ссылка].

Меры по улучшению юзабилити могут с успехом применяться и к уже существующим продуктам. Так, после использования методов анализа и повышения юзабилити для деловых сайтов, отмечалось увеличение объемов продаж и показателей конверсии (C) в 2 раза, а успешности нахождения и использования нужной пользователю информации — в 3 раза [ссылка].

Методы повышения юзабилити

Существуют эффективные методы повышения юзабилити, доступные не только крупным компаниям со значительным бюджетом проектов, но и владельцам даже небольших деловых сайтов. К ним, в первую очередь, относятся такие методы как «эвристический анализ» и «юзабилити-тестирование».

  • эвристический анализ (англ. heuristic evaluation) — метод юзабилити-обследования, заключающийся в экспертной оценке интерфейсов (веб-страниц сайта). В ходе такого обследования от трёх до пяти юзабилити-специалистов проверяют дизайн сайта или интерфейса на предмет его соответствия общепринятым «эвристическим» принципам проектирования интерфейсов. Этот метод может применяться как в ходе разработки программного обеспечения (в том числе для прототипов интерфейса), так и для уже функционирующих ИТ-продуктов.
  • юзабилити-тестирование (англ. usability testing или user testing) — метод, в ходе которого целевые пользователи выполняют практические задачи с тестируемым продуктом (деловым сайтом) под наблюдением юзабилити-специалиста (как правило, процесс снимается на видео). Хотя метод требует наличия юзабилити-лаборатории, он всё-таки является относительно недорогим и эффективным. Это связано с тем, что его можно применять для небольшого количества участников — так, проведение юзабилити-тестирования всего с пятью пользователями способно выявить более 80% юзабилити-проблем.

Рекомендации и «эвристики» для обеспечения юзабилити

В нашей компании разработан набор рекомендаций и эвристических принципов для юзабилити интернет-магазинов, который используется как при проектировании (дизайне) веб-сайтов, так и при эвристическом анализе юзабилити существующих сайтов. Этот набор включает в себя следующие категории:

  • Общие вопросы, обеспечение доверия, маркетинг и продажи
  • Главная страница
  • Каталог и страницы товаров
  • «Корзина» и оформление заказа
  • Структура сайта, навигация и карта сайта
  • Поиск по сайту
  • Текст и гиперссылки
  • Юзабилити содержимого сайта
  • Юзабилити взаимодействия с сайтом
  • Структура и визуальное представление (дизайн) страниц
  • Доступность для всех категорий пользователей

Наши услуги по анализу и проектированию юзабилити

Несмотря на широко признаваемую необходимость качественного юзабилити для успеха ИТ-продукта, в настоящее время в России относительно небольшое количество организаций проводят практические работы в этой области. Можно отметить такие крупные компании как «Яндекс» (отдел проектирования пользовательских интерфейсов образован в 2008 г.), «» (юзабилити-группа основана в 2007 г.) или «Вымпелком» («Билайн»).

Наша компания, VGroup, предлагает услуги по анализу (обследованию) и проектированию юзабилити: проведение эвристического анализа и юзабилити-тестирования, а также использование комплексных (количественных) методов. Процесс оказания услуг может включать в себя:

  • Формирование портретов целевых пользователей (персон), разработка типовых сценариев использования (англ. use cases) веб-сайта или другого ИТ-продукта.
  • Проведение эвристического анализа с использованием разработанного в нашей компании набора принципов и рекомендаций по дизайну сайтов и проектированию интерфейсов. Стоимость — от 8 000 руб., в зависимости от сложности проекта.
  • Проведение юзабилити-тестирования (пользовательского тестирования) целевых пользователей — выполнение ими типовых задач (сценариев использования) в нашей юзабилити-лаборатории (видео предоставляется заказчику). Стоимость — от 15 000 руб., в зависимости от сложности проекта и от количества тестируемых пользователей.
  • Разработка рекомендаций по доработке дизайна сайта или интерфейса. По желанию заказчика — воплощение этих рекомендаций в жизнь для разрабатываемого или уже работающего продукта.

Кроме этого, мы проводим семинары по обучению юзабилити, на которых делимся нашим опытом в области анализа юзабилити, проектирования интерфейсов и дизайна деловых веб-сайтов.